Фрагмент из книги "Василий Барский: путешествие на Кипр 18 века"

 Глава III

Монастырь святого Иоанна Лампадиста

Фрагмент из книги «Василий Барский: путешествие на Кипр 18 века « Я шел среди огромных горных массивов, взбираясь на горные кряжи и спускаясь в долину, - записывал наш неугомонный путешественник, продолжая свой путь по Кипрской земле - целый день  я шел по дикому лесу, не зная дороги. И, наконец, вышел к селу жители которого показали мне дорогу к монастырю». Это был монастырь святого Иоанна Лампадиста. Мы тоже  подошли сюда одним жарким летним днем, уставшие и мучимые жаждой. Звонкая горная речка Сетрахос бежала у подножия монастырских стен в глубине ущелья, наполняя окрестности веселым шумом. Словно приветственная увертюра звучала в честь гостей. Спускаемся к воде по ступеням лестницы, пьем кристально-чистую воду, воду Сетрахос. А ведь она особенная, и вновь властно вторгается История в ткань нашего повествования. Ведь берега этой маленькой речки помнят апостолов Павла, Марка и Варнаву... В 45 году от Рождества Христова, по земле Кипра шли апостолы, выполняя завет Господа. Они несли свет христианства, а их проводником был киприот Ираклидиос. Здесь, у подножья холма , апостолы крестили Ираклиодиса, и у самой воды стоит памятный знак. Впоследствии Ираклидиос станет митрополитом, и мы еще побываем в монастыре, посвященном ему. Поднимемся теперь к монастырским вратам. Этот монастырь посвящен одному из самых любимых на Кипре святых - Иоанну Лампадисту. Предание рассказывает, что родился он в деревне Лампас. Мальчик с детства проявлял интерес к Священному Писанию, с четырех лет он уже читал Библию и проявлял выдающиеся способности. Когда вырос, отказался жениться, так как чувствовал, что мирская жизнь не для него. Вскоре он потерял зрение и ушел в монастырь. Пребывание в монастыре было наполнено самоотречением, постом, молитвами. « Он укротил свой дух» - написано в жизнеописании Святого, опубликованном в 1667г. Подвиг Иоанна был вознагражден Господом, он получил дар исцелять больных. Молодым Иоанн умер, был погребен в монастыре. Прошли годы. Однажды один человек, страдающий эпилепсией, случайно дотронулся до могильного камня и исцелился. Весть о чудесном исцелении разнеслась по Кипру, сюда стали приходить паломники в надежде исцелиться и святой помогал. Давайте и мы войдем под сень монастырских стен и ... остановимся, зачарованные.

Словно в прекрасную сказку попали мы. Поэтичной древностью веет в этом дворике, вымощенном камнями. Они отполированы временем, ведь столько паломников за долгие столетия ( монастырь был основан в XI в.) прошли здесь. В далеком 1735 г. пришел сюда и  Василий Барский. Он увидел храм, укрытый черепичной крышей, словно закутанный в шаль. Светлые известняковые плиты белели под черепицей, как будто седины. И так контрастировали с древними стенами яркие цветы, которые радовали взгляд, веселили душу. Дверь в храм была открыта, в глубине загадочно мерцали лампады. Осенив себя крестным знаменем , вошел русский монах в святой кипрский храм. Войдем и мы, читатель, в распахнутую дверь. А приведет она нас и в прохладное пространство древнего храма, и в глубь веков. Под одной крышей разместились в монастыре три церкви. Древнейшей является церковь Святого Ираклидиоса, построенная в XI в. Здесь хранится икона одного из первых кипрских христиан. Вторая церковь называется  Латинской часовней или Церковью Акафиста. В монастыре нам рассказали легенду о том, как часовня обрела кров в храме. Во времена раннего средневековья на Кипре правили франки. Они были католиками, к православным киприотам относились с презрением, чинили притеснения. Чтобы показать свое превосходство, над монастырем на высоком холме была построена резиденция католического епископа. Приход турок напугал епископа, и перенесли они церковь вниз, в монастырь, под его защиту. Православный монастырь принял часовню под свое крыло. Так оказалась католическая (латинская) часовня под одной крышей с православной церковью. Эта легенда имеет очень глубокий смысл: перед лицом турецкой оккупации православная церковь призывала к единству все христианские конфессии, забыв обиды и притеснения прошлого. У часовни есть и другое название- церковь Акафиста. Акафист - это гимн, который поется в честь Богородицы на православных службах. История его создания такова: в седьмом веке арабы подошли к Константинополю. Жители города горячо молились о спасении Пресвятой Богородице, и спасение пришло, враг отступил. Патриарх Константинополя написал Гимн Богородице (Акафист), который стали исполнять на православных службах. Особенностью этого Гимна является то , что он состоит из 24 стансов (строф), Каждый станс начинается с определенной буквы греческого алфавита. Как известно, греческий алфавит состоит из 24 букв. Прошло девять веков, и вот неведомый художник в самом начале XVI в. в горах кипрского Троодоса ,расписывая часовню, создает уникальные фрески. Их 24, и каждая иллюстрирует одну из строф Акафиста VII в. Не случайно появились эти фрески на стенах горного монастыря, Вспомним исторические реалии начала XVI в. Незадолго до этого православный мир потрясла трагедия : под турецким  натиском пал блистательный Константинополь, столица православной Византии. И трогает душу эта мольба, и поражает уважение к родному языку, символом которого является азбука, представленная на стенах храма в красочном звучании фресок. Народ, который пережил угрозу физического и духовного истребления, особенно бережно относится и к своей истории, и к своему языку. Помнится в Армении довелось пережить мне подобное чувство в храме, посвященном армянской азбуке. Буквы алфавита украшали стены храма как драгоценные иконы. Родной язык, история, вера отцов - краеугольные камни, на которых зиждется развитие нации, на которых созидается личность. На Кипре, где народ столетиями страдал от иноземного гнета, это всегда понимали. И в самые тяжелые моменты истории берегли духовные ценности. Очагами духовности на протяжении столетий были монастыри. Василий Барский застал в монастыре только десять монахов. Несмотря на преследования турок, они помогали жителям села, берегли святые реликвии. Главная святыня монастыря хранится до наших дней в центральной церкви храма. Это гробница святого Иоанна Лампадиста. В специальной нише находится рака с мощами святого, чье имя носит монастырь. Паломники на протяжении столетий приходили сюда, молясь об исцелении и прощении грехов. «Приложился и я к мощам святым, сбросил бремя моих грехов благодаря исповеди», - записал Барский. Вот и мы входим в церковь Иоанна Лампадиста, с волнением приближаемся  к святыне... Что чувствует верующий человек у святых мощей? Это очень интимное и глубокое чувство. Видный богослов XX в. митрополит Каллистос написал об этом так: « Благословение Божье в мощах святых. Они - канал, по которому святость изливается на нас, они - целительная сила». На стене над ракой можно различить автографы паломников разных эпох, словно голоса из веков минувших. А вдруг и наш паломник  оставил надпись? Рассматриваем автографы и вдруг ... удача! Среди других -  аккуратным учительским почерком написано имя Василий Барский и дата - 1735. Три дня провел Барский в этом монастыре «по причине гостеприимства монахов и красоте местности», Он напитался целительной силой, подробно описал историю монастыря, его архитектуру, окрестности. Затем Барский засобирался в путь. И мы вскоре покинем монастырь, но сначала побываем в музее византийского искусства. Этот музей в процессе формирования, но уже сейчас мы имеем возможность полюбоваться старинными иконами. Знакомый нам священник, о. Мильтиадис с радостью дает нам пояснения. Монастырь включен ЮНЕСКО в список сокровищ мировой культуры, туристы из многих стран мира его посещают, но очень редко приходят гости из России. Автор смеет надеяться, что ее рассказ привлечет русских паломников и по следам Барского пройдут православные россияне. « И вновь я шел через громадные леса и дикие горы, Заблудился и уже не надеялся до темноты добраться до цели моего пути - монастыря великого и славного», - записал Барский. А цель его была - святой Киккский монастырь. О нем, главной святыне Кипра, наш следующий рассказ.