Святая Кипрская Земля

История и современность

Апостольская Церковь.

Кипрская Церковь является Апостольской потому, что она была основана Апостолами. Апостол Варнава - "родом Кипрянин" (Деян. 4, 36), которого, согласно преданию, иудеи побили камнями в Саламине, где и находится его гробница, почитается как основатель и святой покровитель Кипрской Церкви. Продолжателями дела апостолов в первые годы утверждения христианства на Кипре стали многие епископы и святые Кипрской Церкви, такие как Ираклидий, Мнасон, Родон, Тимон, Аристон, Аристоклиан, Енафрас, Тихик, Филагрий, Пиканор, Авксивий и другие. Кипрская церковь участвовала в первом Вселенском Соборе как Апостольская и независимая; ее представителями были такие значительные личности, как Тримифунтский епископ Спиридон и Пафосский епископ Кириак.


Прибытие святой Елены

ВажнымИкона св. Елены событием истории кипрской Церкви является посещение Кипра святой Еленой после обретения Честного Креста в Иерусалиме. По преданию, благодаря посещению святой Елены, и по милости Честного Креста, частица которого была оставлена в монастыре Ставровуни, основанном равноапостольной царицей, Кипр был очищен от власти язычества. Святой Епифаний Константийский, талантливый богослов автор и грозный преследователь ересей, своим авторитетом и своей деятельностью способствовал окончательной победе христианства на Кипре.

 

Автокефальность

Новой вехой в истории кипрской Церкви стало подтверждение ее прав как апостольской и автокефальной третьим Вселенским Собором в Эфесе. Кипрская Церковь отстояла свою автокефальность в упорной борьбе с Антиохийской Патриархией, которая стремилась управлять кипрской Церковью на том основании, что Антиохия, которой подчинялся и Кипр, являлась политическим центром на Востоке.

Арабские набеги

Мечеть Хала Султан. 18 век. ЛарнакаВо времена жестоких арабских набегов кипрская Церковь разделяет со своим народом его страдания и борется за его спасение. Действия архиепископа Кипра, совершенные ради страдающего народа, позволяют судить о том, что византийский император наделяет его чрезвычайными правами, дабы он действовал как политический представитель Кипра. После сложившихся из-за продвижения арабов на Востоке трудных условий, именно на Кипр пришли великие подвижники из Палестины, других восточных пределов. В этот период на Кипре наблюдается расцвет монашества.

 

Основание великих монастырей

Киккский монастырьИзвестно, что монастыри на Кипре были основаны в первые века христианства. Основание монастырей на Кипре продолжалось и во время расцвета Византийской империи. Основание царских ставропигиальных монастырей на Кипре свидетельствует об интересе императоров к христианскому народу Кипра и о проводившейся ими политике. Один из таких монастырей - это Святой Царский и Ставропигиальный Киккский монастырь, основанный Алексеем I Комниным. Император даровал монастырю чудотворную икону Богородицы, написанную, согласно преданию, апостолом Лукой. Этот монастырь, история которого ныне насчитывает девятьсот лет, всегда был путеводным маяком и оплотом православия и нации. Монастырь Киккоса всегда непрестанно трудился, воспитывая для кипрской Церкви архиепископов, епископов и просвещенных иереев, делая многое на благо общества и нации, всегда был на фронте борьбы и шел трудной дорогой самопожертвования.

Под гнетом захватчиков

Казнь архиепископа КиприанаТяжкие испытания перенесла кипрская Церковь в период владычества Лузиньянов, так как католическая церковь старалась подчинить ее себе. Будучи вынужденной подчиниться папской Булле, даже в условиях рабства, она никогда не переставала быть ковчегом спасения для своей православной паствы.

Период турецкого господства также явился для Кипрской Церкви временем тяжких испытаний. В течение этого периода Церковь была единственным политическим представители христиан, бесправных под властью иноземцев и иноверцев. Сохранением своего православного и греческого самосознания в эти смутные годы кипрский народ обязан своей Церкви. И в это время Церковь боролась, не щадя себя, и спасла свой народ. Она заботилась об образовании и о духовном развитии народа, основывая рядом с церквями первые школы, где учили Святое Писание и греческий язык.

В период английской оккупации кипрская Церковь и ее Предстоятель возглавили борьбу за свободу и за присоединение Кипра к Греции.

Архиепископ Макариус IIIКомандующий сопротивления Генерал ГривасЮные борцы за свободу

Современность

Кипрская Православная Церковь в 20-21 веках

Когда Кипр стал независимым государством, Кипрская Горе кипрских матерейцерковь продолжала исполнять свою миссию во всех сферах жизни народа. Сегодня, в эти трудные дни, которые переживает православный греческий народ Кипра в результате варварскою турецкого вторжения 1974 г. и оккупации северной части острова, кипрская Церковь остается источником животворного дыхания и надеждой воскресения, воодушевляя своей страдающий народ. В борьбе за освобождение своих оккупированных земель греки Кипра, по милости Божией, имеют могущественного и неустанного помощника - свою Церковь. Кипрская Церковь на протяжении своей полной событии истории видела и испытала многое. Но и к ней - как к части Единой. Святой. Соборной и Апостольской Церкви - относится сказанное Господом: ''И врата ада не одолеют ее".

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, игумен ставропигиального Киккского монастыря.
(Из предисловия к книге Клитоса Иоаннидиса «Кипрская Церковь: 2000 лет истории и культуры).

2020 год

Из материалов Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 77)

«24 октября 2020 года за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали. Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние Архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние». В Заявлении подчеркивается, что предоставление Константинопольским Патриархатом «автокефалии» украинским раскольникам «является действием самочинным, антиканоническим и антицерковным, поскольку Украинская Православная Церковь относится к юрисдикции Московского Патриархата». Митрополит Морфосский Неофит на архипастырской встрече с верующими в Морфосской митрополии заявил, что «каноническим епископом города Киева был, есть и, надеюсь, будет митрополит Онуфрий», отметив, что «даже если большинство епископов поддержат Архиепископа, это не сделает Епифания каноническим архиереем». Участники заседания Синода Русской Православной Церкви выразили глубокое сожаление в связи с произошедшим антиканоническим поминовением в диптихах Православных Предстоятелей руководителя одной из украинских раскольнических групп, что свидетельствует о вступлении Архиепископа Хризостома в общение с раскольниками».  Было принято во внимание, что Священный Синод Кипрской Православной Церкви на состоявшемся под председательством Архиепископа Хризостома заседании 18 февраля 2019 года выразил законные «сомнения в отношении возможности узаконения задним числом рукоположений, совершенных извергнутыми из сана, отлученными и анафематствованными епископами», имея в виду «епископат» новосозданной раскольнической структуры на Украине. Отмечалось также, что нынешнее решение Архиепископа Хризостома противоречит его неоднократным официальным заявлениям по украинскому вопросу, в частности, письму на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви от 26 июля 2018 года, в котором Архиепископ Кипрский заверял, что «Кипрская Церковь никогда не отступит от своей позиции, которую мы Вам многократно излагали, то есть что всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской Православной Церкви в вопросе так называемой автокефалии на Украине» и отмечал, что «эту позицию она считает справедливой и во всем оправданной». Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола».

Комментарий Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополита Волоколамского Илариона в связи с опубликованным коммюнике Священного Синода Кипрской Церкви.

«Продолжается раскол мирового Православия, виновником которого является Константинопольский Патриарх Варфоломей. Совершенное им на Украине антиканоническое деяние приводит теперь к утрате внутреннего единства в Поместных Православных Церквах. Под давлением Константинопольского Патриарха Архиепископ Кипрский Хризостом согласился поминать лидера украинской раскольнической группировки. Часть епископата Кипрской Православной Церкви, как видно из опубликованного сегодня коммюнике, согласилась поддержать Предстоятеля в этом деянии, а другая часть категорически его не приемлет, руководствуясь священными канонами и своей архиерейской совестью. Эти архипастыри поставлены в трудное положение. Нет сомнений, они хотят сохранить единство собственной Поместной Церкви, сберечь мир в среде собратьев. Но верность Священному Преданию и приверженность каноническим правилам не позволяют им участвовать в поминовении раскольника и признании «церкви», самозваные руководители которой не имеют законной хиротонии. Преодоление глубокого кризиса, охватившего православный мир, представляется возможным лишь путем возврата к каноническому церковному строю и православной соборности, не предусматривающей первенства власти кого-либо из Предстоятелей над Вселенской Церковью, Главой которой был и остается Господь наш Иисус Христос».