Святая Кипрская Земля

Святыни столицы

Вниманию посетителей сайта: подробно узнать о святынях Никосии Вы сможете в нашем разделе «Читальный зал», где представлена книга Наталии Зыковой «Золотой венец Никосии».

Храм Богородицы Фанеромени (Явленной)

Храм Богородицы Фанеромени (Явленной)В храме Фанеромени в душе звучит  молитвенное песнопение: «Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Радуйся Невесто Неневестная. Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее, Радуйся Невесто Неневестная». Самое любимое, нежное и проникновенное. А звучит  потому, что церковь сама  похожа на невесту, чистая белизна стен – словно подвенечное платье, а чудный резной иконостас – как венчальная корона. По кипрской традиции можно к этой короне приблизиться, прикоснуться губами к краешку образа Одигитрии, а в храме зажигают лампады. Нельзя не залюбоваться одним особенным светильником, который спускается в центральную часть храма из-под купола. Его история весьма интересна. Согласно преданиям, храм Фанеромени (Богородицы Явленной) издавна почитался на Кипре. Во время Османского ига турецкий правитель Кючук-Мехмет задумал превратить храм в мечеть.  Уже и имама назначили, да только он скоропостижно скончался. Назначили второго, и вновь неожиданная смерть. Но Кючук-Мехмет все же не хотел отказаться от своего намерения. И вот тогда-то и увидел он сон, который его изрядно напугал. Во сне он оказался около храма Фанеромени и из храма до него донесся строгий женский голос: «Оставь мой храм в покое и не препятствуй моим детям приходить ко мне». Напуганный правитель решил не трогать храм и даже подарил приходу серебряную утварь. На вырученные от продажи подарка деньги прихожане решили благоукрасить храм. Был изготовлен чудесный светильник.  Мы, русские, называем такую красоту сканью (от старинного слова «скать», что значит «свивать»). В Европе этот вид искусства называют «филигранью». Светильник Икона Богородицы Фанеромени.выполнен из тонкой серебряной проволоки, свитой в причудливый узор. Описать его – и слов-то не хватит. Он старинный, имя его автора не сохранилось. А вот в 1856 году этот светильник отреставрировал талантливый серебряных дел мастер Паливиос Колокос, который заново сотворил это чудо. Он же - автор драгоценных окладов нескольких икон иконостаса. Но сегодня мы вновь вспомним Кючук-Мехмета. Ведь именно на средства, вырученные от продажи его серебряных подношений храму, было создано это филигранное чудо. На службах я по привычке, обретенной на родине, всегда стою, хотя в стасидии (специальном деревянном кресле с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками) можно и присесть. Устроюсь на краешке сидения и осмотрюсь, пока служба не началась. Взгляд осторожно касается старинных икон, более новых образов, идет неслышная перекличка эпох и мастеров, творивших в этом храме в минувшие годы. Вот слово берет изумительный резчик по дереву Толиадорос. Он создал амвон, украсив его редкой по красоте резьбой. А отвечает ему иконописец Диамантис, который написал иконы четырех евангелистов, они размещен на внешней стороне амвона. Его кисти принадлежит и икона Богородицы Фанеромени в иконостасе. Но здесь в перекличку великих мастеров вступает золотых дел мастер Хаджи Логис, ведь это он создал изумительный оклад для иконы. Перед литургией подаю записочки члену церковного комитета, который стоит за свечным столиком. Задаю вопрос и узнаю, что сама икона «Явленная» бережно храниться в алтаре и выносится в храмовые праздники для поклонения верующих. Это происходит всего лишь дважды в год: 25 марта, в день Благовещения.

Кафедральный собор Иоанна Богослова

Кафедральный собор Иоанна БогословаПри словах «кафедральный собор» перед мысленным взором возникают виденные ранее кафедральные соборы: храм Христа Спасителя в Москве, Собор апостола Петра в Риме, Собор св. Витта в Пражском граде, Собор Парижской Богоматери… Торжественные, многозвучные, многокрасочные. Иначе и быть не может, ведь это главные храмы, в которых вершатся важнейшие духовные и исторические события, где пребывают духовные предстоятели своих народов. Есть и у нас на Кипре величественные храмы. Им присущи просторные размеры, архитектурные красоты. Мимо таких храмов не пройдешь, остановишься, залюбовавшись. Не то кафедральный собор Иоанна Богослова в центре кипрской столицы. Он скромен по размерам, архитектура исполнена сдержанности. Отсутствие украшательств внешних делает его облик строгим. Ему присуща благородная простота, некое смирение. Не зная, что это кафедральный собор, иной турист пройдет мимо, мало ли церквей на Кипре. Но мы обязательно зайдем под своды храма Иоанна Богослова. И дыхание перехватит: какое же  изумительное послание оставили нам агиографы прежних эпох («агиографами» на Кипре называют иконописцев, дословный перевод слова -  «святописцы»). Кипрская исследовательница Василия Григориу насчитала 182 (!) фрески на стенах храма. Лики Господа, Богородицы, ангелов, пророков, святых обращены к нам, страницы Священного писания и истории Кипрской Православной Церкви оживают в образах и красках. Цветовая гамма фресок сдержанна, но это только оттеняет высокую духовность изображений.  Изумляет  соединение  внешней скромности архитектуры  собора и красоты внутреннего живописного  убранства. Этот дивный сплав делает кафедральный собор Кипрской Православной Церкви многоценным алмазом в золотом венце Лефкосии. И так хочется хотя бы частичку этой красоты и духовности усвоить душой, сохранить в сердце.  Есть некая тождественность судеб святых и храмов, им посвященных. Собор в Лефкосии посвящен апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Не таким ли, скромным и смиренным, был Иоанн, сын обыкновенного рыбака из Вифсаиды Заведея, когда Господь призвал его на служение. Но Всевидец Спаситель обратил на него свой взор, прозрев в юноше чистоту помыслов, красоту души, глубокий ум, пламенную веру, сплав внутреннего и внешнего. Этот сплав изумляет нас и  в соборе. Паломники начинают свою встречу  с храмом  молитвенным  стоянием пред чудесной иконой Иоанна Богослова. Ее написал в далеком 17 веке агиограф Милостью Божией Феодор Пулакис (1622 – 1692). Он творил в драматичное время, когда турецкая экспансия ширилась, и его  родной Крит терял свободу. Столица Крита Кандия будет захвачена турками через семь лет после кончины художника. Пулакис  покинул Крит, он жил и творил  на Корфу, в Венеции. Западное искусство оказало некоторое влияние на художника, но он всегда был верен византийскому канону. Его иконы заказывали монастыри на Патмосе и на Крите. Многие  работы художника  сохранились, как сохранилась и эта икона в Кафедральном соборе. На ней Иоанн Богослов изображен в момент озарения. Его образ окружают двенадцать небольших миниатюр – двенадцать повествований о житии святого.  Почти триста пятьдесят  лет православный люд у этой иконы возносит молитвенное прошение любимому святому:
 О великий и всехвальный апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, наперстниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.

Храм Богородицы Хриссолиниотиссы

Храм Богородицы ХриссолиниотиссыХриссолиниотисса( Златольняная) -  самая древняя византийская церковь Лефкосии. Находится она неподалеку от Кафедрального собора Иоанна Богослова,  вблизи   ворот Фамагусты. По предположениям ученых, она была построена в V веке. Говорят, что храм был почти полностью разрушен во времена арабских набегов. В XI здесь была обнаружена икона Богородицы с Младенцем. Икона эта получила имя Хрисолиниотисса.  Имя для русского уха сложное, сложилось из двух слов: «золото» и «лен». Объяснения  названию рознятся. Многие исследователи считают, что икона Богородицы была найдена в льняных полях, которые располагались в районе, где сейчас стоит храм. Лен на Кипре выращивали издревле. Его поля простирались от нынешней  Лефкосии до города на северном побережье острова Морфу.  Какова же была наша радость, когда в Лефкосии  в маленькой старинной Хриссолиниотиссе  в самом центре основного нефа мы увидели ковчег  с нетленными  чудотворными мощами Сорока Севастийских мучеников!  Справа от Царских врат, в иконостасе  находится, пожалуй, одна из самых уникальных икон этой церкви – икона с двумя изображениями Пресвятой Девы с Младенцем! Над каждым святым образом присутствует надпись: справа – «Плирофоруса», что означает «Быстрослышащая», слева – «Ергоэпикос», что означает «Быстроотвечающая». Именно к этой иконе приходят в церковь Богородицы Хрисолиниотиссы верующие со своими бедами и печалями. Считается, что эта икона чудесным образом поддерживает страждущих, внимательно выслушивая каждого.

Храм Антония Великого

Храм Антония ВеликогоЕсли вы захотите посетить храм Антония Великого, то лучше всего пешком пройти по улочке, которая ведет к храму от резиденции архиепископа к кварталу св. Антония. Это уютная улочка,  вдоль которой стоят дома, построенные в 18 веке.  Через несколько минут мы оказываемся  у храма. Он  маленький, крытый черепицей, однонефный, такой трогательный, смиренный.  Икона святого Антония  находится  на южной стене, справа от иконостаса. Этот храм важен нам и потому, что 290 лет назад храм посетил наш земляк Василий Григорович -Барский. О нем вы сможете прочитать в разделе «Русское наследие». Огромное впечатление на нашего паломника произвела икона святого Антония. Подвижник изображен в полный рост. У этой иконы киприоты молятся о спасении от всяких бед и напастей: «О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Молитвенник теплый, заступая нас  от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем». 

 

Храм святого Кассиана

Храм святого КассианаДалеко не все православаные россияне знают об этом святом. Мепжду тем, его житие наполнено духовными исканиями, подвигами, самоотвержением. Его имя было Кассиан, что в переводе с латинского значит «шлемоносец». Родился мальчик в провинции римской империи Малая Скифия в  богатой благочестивой христианской  семье  около 360 г. Кассиан получил хорошее образование классического типа: он был сведущ в философии и риторике, античной поэзии и астрономии. Знал греческий и латинский языки.  Но самое главное: правила Веры, христианскую нравственность впитал с молоком матери. А еще ему была свойственна неуемная жажда духовного делания. И вот вместе с  лучшим другом Германом отправляется Кассиан в  паломничество в  Святую землю. Тогда в Вифлееме,  недалеШлем св. Кассианако от Святой Пещеры, где произошло чудо Рождества Христова, находился   монастырь. Там  наши герои и поселяются, став послушниками. Затем ради служения Господу Кассиан и друг его Герман принимают монашество.  В те времена в христианском мире были известны египетские отцы-отшельники, которые удалялись в пустыню и вели строгий образ жизни, предаваясь молитвам, исполняя посты. Около 390 года Кассиан и Герман,  наслышанные о  необычайных подвигах египетских отцов,  решились отправиться в паломничество  по египетским монастырям, желая, как Кассиан  в последствии писал  «достичь большей благодати и  совершенства». В общей сложности друзья-иноки прожили на египетской земле около десяти лет. Странствуя по Великой пустыне, палестинские иноки посвящали все свое время, помимо собственного монашеского служения, встречам и беседам с прославленными египетскими старцами, запоминая и записывая бесценные рассказы о духовном опыте аскетов, населявших Верхний Египет.  Некоторые нестроения в среде монашества, а также неуемное желание обрести Истину  заставили Кассиана и Германа покинуть Египет. Иноки нашли себе прибежище в Константинополе. В столице друзей представили святителю Иоанну Златоусту. Вскоре Архипастырь рукоположил Иоанна в диакона, а Германа, как старшего по возрасту, в пресвитера.  Благотворное влияние святителя было столь важным для Кассиана, что он взял имя себе  Иоанна Златоуста  и стал с тех пор именоваться Иоанн Кассиан. Когда Иоанн Златоуст подвергся гонениям, Кассиан и Герман в составе особого посольства весной 405 года были  посланы в Рим, хлопотать о содействии  Святителю. Миссия успеха не имела, но  Иоанн Кассиан остался на Западе. С того времени в его имени появляется еще составная часть «Римлянин». В дальнейшем он  поселился в городе Массилия (ныне  Марсель) в Галлии (на юго-востоке современной  Франции).   Кассиан стал священником, основал по образцу египетских  два монастыря, мужской и женский. Многоценно духовное наследие Кассиана. Он написал двенадцать книг об основании монастырей. В храме св. Кассиана благословляют молиться у святой реликвии – Шлема св. Кассиана. Православные, страдающие головными болями, могут надеть шлем. Ведь в наше    суетное  конфликтное время так необходимо, чтобы голова не болела, сознание оставалось ясным, и была духовная крепость  следовать примеру высоких подвижников православия.